Жизнеописание Св. Мартина, Епископа Римского

После кончены Феодосия, епископа Римского, на кафедру римской церкви был возведен св. Мартин в 649 г. [1], в то время императором был Конста, сын Константина, внук Ираклия, последователь монофелитской ереси: [2] он написал изложение веры «тупос» заключавшее в себе монофелитское учение. Когда Мартин был возведен на римский престол, то император Конста послал ему свою книгу с повелением отказаться от православия и принять монофелитство: блаженный же Мартин ответил императору: «если бы и весь мир это новое учение, православию противное, захотел принять, то и не приму и не отступлю от евангельского и апостольского учения и от предания Св. Отец, если бы даже пришлось пострадать до смерти». Потом к патриарху Павлу, исповедовавшему монофелитскую ересь, Мартин отправил послов, поручив им просить патриарха о том, чтобы он пребывал с ним в единомыслии, не творил церковного раздора, не сеял плевелов еретических посреди пшеницы веры благочестия, и чтобы увещевал царя отказаться от мудрования, столь противного Церкви; патриарх Павел не только не внял совету св. Мартина, но даже послов его избил и заточил в дальние страны. Тогда св. Мартин, по совету св. Максима епископа Хрисополитанского, бывшего в то время в Риме, собрал поместный собор из западных епископов, которых собралось 150 в 653 году; на этом соборе монофелитская ересь была предана анафеме и написано послание к верным, объясняющее вред монофизитской ереси; царь Конста, услышав о том, весьма разгневался и послал воеводу Олимпия в Рим, взять епископа Мартина. Олимпий, приехав в Рим, застал еще поместный собор и не решился сделать никакого насилия епископу, но приказал одному из воинов убить его в церкви; когда пришел в церковь воин с мечом, спрятанным под одеждою, и приблизился к святому, то вдруг ослеп: Олимпий, видя, что сам Господь хранит служителя своего, оставил святого Мартина в покое и отправился в Сицилию сражаться с сарацинами и там был убит. Тогда Конста, по наущению патриарха Павла, послал в Рим воеводу Феодора Каллиопа, чтобы заключить св. Мартина в темницу, обвинив его ложно в том, что он еретик и относится без должного уважения к Пресвятой Богородице. Когда посланный от царя приехал в Рим, то публично начал обвинять св. Мартина, блаженный же Мартин оправдывался от взводимой на него клеветы, говоря: «С сарацинами никакого не имею сношения, кроме того, что посылаю милостыню православным, живущим у сарацин в бедности; а кто Пречистую Матерь не чтит, и не исповедует и не поклоняется ей, тот да будет проклят в нынешний век и в будущий веру же от святых Апостол и Богоносных отец преданную, ни я, а царь и патриарх исповедуют еретично». Посланный от царя, не слушая оправдания епископского, во всем его обвинял, и сказал, наконец, что он неправильно взошел на престол; затем приказал воинам ночью взять Мартина, привести в гавань, посадить на корабль и отправить на Цикладские острова; на одном из этих островов Накасии, св. провел целый год, моримый голодом. Если, что ему приносили боголюбцы, милосердствующие об изгнанном епископе, то все это похищали стражники, отнимая силою у приносящих, и говорили им, что если кто из вас любит его и милосердствует о нем, тот враг отечеству; так как Мартин – изгнанный еретик и противник Божий. Наконец, святой изнемог телесно и был отвезен в Византию в 654 г. [3] В Византию корабль приехал осенью в гавань Евфимьеву, близ Архандии, рано утром, и тотчас же к святому, очень больному, пришли некоторые лица, нарочно от царя и от патриарха, присланные для злословия и поношения столь праведного архиерея Божия, и он должен был переносить это с утра до вечера; вечером же пришел нотарий, по имени Саголива ж со многими воинами и взял святого с корабля на носилках (так как по болезни он не мог ходить), принесли его в дом ирандиаия, положили в темной и тесной комнате, и, приставили сильную стражу; в темнице святой пробыл двадцать три дня, не могши ни с кем беседовать. Потом его принесли в дом саккелария к собравшимся сенаторам, и когда он был внесен к ним в заседание на носилках, то старший сенатор закричал на святого, повелевая ему встать; принесшие слуги сказали, что он стоять не может, так как очень болен; тогда сенатор с гневом приказал Мартину стоять пред ними, хотя и больному, а если стоять не может, что чтобы его поддерживали; встал святый посреди комнаты, поддерживаемый воинами; в заседании были также и многие лжесвидетели, возводившие на святого ложные вины, в справедливости которых клялись Св. Евангелием. Когда же блаженный Мартин, не умея говорить по-гречески, хотел оправдаться чрез переводчика, то не дали ему говорить, а переводчика бесчестными словами унижали. Говорил же им святейший епископ: «видит Господь, что великое благодеяние сотворите мне, если вскоре каким-либо образом убьете меня». Потом святой был приведен к позорному столбу, где не мог стоять, был посажен; царь же смотрел на него тайно с высокой башни. Потом пришел от царя сакелларий и грозно сказал святому «смотри, ты оставил Бога и Бог оставил тебя»; сказавши это, повелел народу проклинать блаженного Мартина; и чернь народная кричала: «анафема Мартину епископу»; те же, которые знали о невиновности его, с унылыми лицами и слезами уходили с позорища; затем сакелларий велел претороначальнику взять святого и разорвать на части, спекулаторы совлекли с него верхнюю одежду, нижнюю же разодрали на святом сверху до низу, надели тяжкие вериги на шею и на все тело, повлекли с позорищного места в преторию, впереди несли обнаженный меч, которым он должен был быть усечен. Некоторые из народа ругались, поносили святого и кивали головами, говоря: «Где есть Бог его, где учение веры его?», некоторые же плакали и рыдали, видя такое бесчестие и мучение, причиняемое столь великому святителю Божию. Привлекши блаженного в преторию, ввергли его в темницу среди злодеев и разбойников: затем связанного влекли его по лестнице, на которой святый ударялся от ступени и получил ушибы даже до пролития крови. Чрез несколько времени принесли его в другую темницу, называемую Диомидовою, в которой от болезни и холода святой едва не умер. Жена темничного стража сжалилась над святым, пришла тайно в темницу к узнику, взяла его оттуда, обвязала раны, положила на своей постели и одела теплым одеялом, где лежал святой до вечера безгласен, как мертвый; поздно же вечером Григорий, старейшина царских евнухов, послал с пищею к святому своего дворецкого, приказав при этом сказать, чтобы он не изнемогал в скорби, уповал бы на Бога, ибо не умрет; услышав его слова, преподобный Мартин опечалился, неприятно ему было это слышать, желая лучше умереть в страдании за правоверие; на утро царь посетил болящего патриарха Павла еретика, который был при смерти, и рассказал ему все о Мартине. Павел же тяжко застонал и, обратясь к стене, сказал: «Увы мне, и это приложится к осуждению моему», царь тогда спросил, что значат сии слова, на что отвечал патриарх: «Очень тяжкие страдания переносит епископ», и клятвенно увещевал царя, чтобы он перестал мучить Мартина. Через восемь дней умер патриарх Павел, и послал царь нотария Демосфена со знатными мужами в темницу Диомидову к святому Мартину, который пришел сказал: «Владыка, наш царь говорит тебе: в какой ты был славе, и в какое бесчестие впал: в бесчестии же этом ты сам виновен». Святой епископ возведя очи к Богу ответил: «Слава и благодарение о всем Единому царю бессмертному». Через восемьдесят пять дней пребывания святого в темнице, пришел к нему нотаций Саголива говоря: «Приказано мне взять тебя в дом мой, а потом, куда-то ты будешь послан»; просил святой: «Куда я буду послан и в какое место?», но натарий не желал отвечать; после чего сказал преподобный: «Оставьте меня здесь в темнице даже до того часа, в который уже некуда будет послать». Когда ушел нотарий, св. Мартин сказал своим соузникам: «Приступите братия, и дадим последнее друг другу целование, так как хотят меня отсюда взять, – все с ним прощались со слезами, а святой с веселым лицом сказал им: «не плачьте, но еще более радуйтесь за меня, так как в заточение иду я за правоверие», потом опять пришел вышеупомянутый нотарий, взял святого и посадил в корабль при неутешном плаче всех бывших в темнице. На корабле святого отправили в Херсонес, что на Таврическом полуострове, в Инкерманские [4] каменоломни, где его мучили голодом в продолжении двух лет. Через два же года святой скончался о Господе в 655 году 16 сентября [5] и святое тело его было погребено вне города Херсонеса, в церкви Пресв. Богородицы Влахернская, гроб же его прославился многими исцелениями. Память его празднуется апреля 14 день. По сказанию Сурия, мощи св. Мартина из Херсонеса перенесены в Константинополь, а потом в Рим, где находятся в церкви св. Мартина Турского.

[1] Четьи-Минея. 1759. Вершин. Мес. 1856. Стр.58.

[2] Монофелитами в Православной Церкви называются лжеучители, которые, после монофизитов (единоестественников), утверждали, что во Христе Спасителе хотя и существо Божеское и человеческое соединились нераздельно и не слитно, но воля человеческая была совершенно поглощена, так сказать, волею Божественною; почему монофелиты признавали за Богочеловеком только одну Божескую волю (церк. Ист. Инокент).

[3] Мес. Верш. Стр. 54.

[4] В Инкерманской киновии в честь св. Мартина в одном древнем долбленом храме освящен престол в 1886 году.

[5] Мес. вост Арх. Сергия М.1876. Т. II. Ч. II. Стр. 106. Ссылает на Узуарда.

В 1878 г. в Москве была издана книга Д. М. Струкова «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев». Тема крымских святых красной нитью проходит через все творчество Дмитрия Михайловича Струкова. Многие годы он кропотливо собирал все сведения о жизни и деяниях крымских святых, сопоставлял различные свидетельства их житий. Это было крайне важно, ибо в крымских храмах к тому времени почти прервалась традиция почитания своих знаменитых святителей.