Прогулки по Москве: Таганка, какой она могла бы стать

Прогулки по Москве:

Таганка, какой она могла бы стать

Если и есть в столице поистине московские места, то одно из них, безусловно, Таганка. Легендарная Таганская площадь, от которой веером расходятся древние улицы, всегда была местом притяжения торговли, культурной и религиозной активности. Чего стоит хотя бы тот факт, что в районе Таганки расположены более 15 храмов, 6 театров, 2 кинотеатра, 5 выставочных залов, 14 библиотек и 4 музея.

Своим названием площадь обязана стоявшим здесь с конца XVI века Таганским воротам Земляного вала, которые, в свою очередь, были так названы по находившейся здесь Таганной слободе ремесленников, производивших трехногие подставки под котлы – таганы. Многих не перестает удивлять, почему в советское время площадь сохранила свое старинное имя? На это можно ответить: ирония судьбы. Когда большевики спешно переименовывали московские площади и улицы, на карте города появилось сразу две Октябрьских площади. Бывшую Калужскую решили оставить переименованной, а вот Таганке вернули историческое название.

За несколько веков площадь пережила множество реконструкций и изменений. Власти города регулярно составляли планы ее перестройки, впрочем, большинство из них так и не были реализованы. До XVI века вокруг площади существовало слабо заселенное пространство, на котором только начинали развиваться некоторые слободы, однако в 1591 году при царе Федоре Иоанновиче началось сооружение Земляного вала и от Таганских ворот расходились дороги на Владимир, Нижний Новгород, Рязань и Коломну. Естественно, за воротами возник рынок привозившихся для продажи в Москве товаров. Уже в начале XVIII века на Таганской площади появились постоянные палатки и даже каменные лавки, а при Мясном ряду (в начале нынешней Воронцовской улицы) были устроены бойни. На углу современных Таганской и Марксистской улиц стояла церковь Воскресения в Таганке, а между ней и Таганскими воротами располагался квартал лавок и жилых дворов, сохранявшийся до 1963 года и деливший современную площадь на Верхнюю и Нижнюю Таганские площади.

В 1773 году на Таганке случился большой пожар, после которого по указу Екатерины II провели перепланировку кварталов. Таганская площадь получила вид вытянутого с юга на север треугольника с вершинами на современных Верхней Радищевской, Большой Коммунистической и Воронцовской улицах. В 1775 году «Прожектированный г. Москве план» предусматривал по обе стороны В. Радищевской улицы также создать площадь, однако этот план реализован не был. В 1813 году примерно на месте современного сквера на Таганской площади были возведены каменные торговые ряды по проекту Осипа Бове. Впрочем, самые глобальные перемены в судьбе знаменитой Таганки могли произойти в советское время.

Генплан развития Москвы 1931 года предусматривал ее тотальную реконструкцию, однако, к счастью, осуществлена была лишь малая толика задуманных планировочных инноваций. Еще раз за Таганку советские градостроители вплотную взялись в 1970-е: тогда был разработан новый проект реконструкции площади, по которому многоэтажные жилые дома должны были охватить ее полукругом, а Воронцовская и Б. Коммунистическая улицы прошли бы в арках домов. Однако и на этот раз до реализации дошла меньшая часть замысла: в 1974–76 годах в начале Марксистской улицы были построены несколько многоэтажных высоток.

Таганская площадь окружена древними храмами. Чего стоит хотя бы очаровательная пятиглавая церковь Успения в Гончарах, построенная О. Старцевым церковь св. Николы Чудотворца на Болвановке или казаковская церковь св. Симеона Столпника. Но, пожалуй, самым интересным и необычным с архитектурной точки зрения остается храм Мартина Исповедника, Папы Римского, что на Большой Коммунистической улице, – один из самых старинных в Москве.

Летописная традиция связывает основание этой церкви с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Масштаб храма подчеркивается огромными боковыми римско-дорическими портиками, трактовкой углов как относительно самостоятельных башнеобразных объемов с контрастным по отношению к большому малым ордером и миниатюрностью венчающих главок. Кстати, скорее всего, именно эта подчеркнутая монументальность постройки, несвойственная московскому зодчеству, породила легенду о том, что архитектор повторил собор св. Петра в Риме.

В 1798 году храм был выстроен, а в 1800–1801 годах расписан в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. В 1994 году, когда храм вновь стал действующим, в него был возвращен первоначальный классицистический иконостас, сохраненный Музеем архитектуры им. А. В. Щусева.