О нетерпимости

Здравствуйте!

У меня к Вам давно мучающий меня вопрос: как мне научиться терпимости? Которую я считаю одной из главных добродетелей. Я - нетерпим.

Например, многие из христиан, нарушали свою верность Богу (а некоторые и продолжают, даже не задумываясь), много инаковерующих, притом некоторые в самые гадкие и бесчеловечные религии, кто-то совсем в лукавство... В мире всюду мерещится и видится грязь, грех и вонь. Куда ни сунься - грязь. А люди могут думать, как считают нужным, и много инакомыслящих (среди них всё-таки есть хорошее). А людей надо любить.

Как мне научиться и их любить, не скатываясь к страху, а потом и к откровенной ненависти? Как увидеть искру Божью даже в тех, кто не на пути с нами? Как быть терпимым христианином?

Храни Вас Бог!

Помогите, пожалуйста!

С уважением, Игорь.

Дорогой Игорь!

Огромное спасибо Вам за Ваше письмо.

Мне как пастырю известно и на собственном духовном опыте, и на опыте других людей, что такая духовная проблема существует и мучит практически каждого человека. Это вопрос работы над собой, этому надо учиться и учиться постепенно, начиная от меньшего к большему. Преп. Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша, её сразу не скушаешь». Преп. Дорофей в своих наставлениях говорит о том, как человек должен приучать себя к добродетели смиренномудрия, потому что проблема нетерпимости – это прежде всего проблема отсутствия правильного отношения к себе и к окружающему миру, то есть в отсутствии смиренномудрия.

Смиренномудрие – это сочетание добродетели смирения и добродетели рассуждения или мудрости. Смирение – от слова «мир», мир с собой, Богом и людьми. Не может человек иметь мир ни с кем, если он себя превозносит в чём бы то ни было. Талантами или наоборот, бездарностью, богатством или наоборот нищетой, грехами или наоборот, мнимыми добродетелями. Почему мнимыми? Потому что истинной добродетели не бывает без смирения. Предел смирения показал нам Господь Иисус Христос, предав себя на смерть за распинающий его мир. Создатель мира позволил глумиться над Собой и умертвить Себя без тени ропота и с молитвой за распинавших…

Нам же нужно начать хотя бы с малого. С того, чтобы не осуждать. Затем, чтобы научиться оправдывать. Затем мы увидим в людях то, чего раньше не видели, и будем уважать их за это и любить. А затем мы всех будем почитать святыми, а себя величайшими грешниками: «Все спасутся, один я погибну» - так говорил сапожник на рынке, которого Господь поставил в пример преп. Антонию, проведшего десятки лет в подвигах в пустыне и не достигшего такой меры смирения, которой обладал этот сапожник.

Мы не видим в людях и тысячной доли того, что они из себя представляют. Поверьте, они гораздо лучше, чем вы о них думаете. И чем лучше мы будете думать о людях, тем больше хороших людей нам будет встречаться, потому что «для чистого все чисто», «какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

«Вынь бревно из своего глаза и тогда научишься, как вынимать сучек из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Бревно – это осуждение, и победить его может только любовь и понимание. Желание всех карать и наказывать за грехи происходит от гордости, в которой уже заложено сатанинское желание уничтожать и низлагать. Ведь сатана и начал с осуждения Бога, обвинив Его в «узурпации власти». Так под видом добродетели уничтожались целые народы и цивилизации. Взять хотя бы большевиков, уничтоживших Россию в лице её лучших представителей.

Но смиренномудрие, с другой стороны, - это не слабохарактерность, как некоторые могут представить, потому что оно связано с истинным мужеством, готовым идти даже на смерть ради Христа и ближних, как это делали наши доблестные воины, защищая русскую землю от врагов.

Вопрос Ваш очень серьёзен и по- хорошему требует непосредственного общения с Вами лично, потому что я уверен, что мой ответ Вас до конца не удовлетворил. Связано это с тем, что многие понятия из раздела православной аскетики, то есть науки о духовной жизни, Вами ещё не усвоены и требуют отдельной проработки. Ещё раз советую Вам прочитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея».

Божией помощи Вам!

Иерей Алексий